Rimu (rimu) wrote in bemani_ru,
Rimu
rimu
bemani_ru

История танцевального движения в России

История написана по моим воспоминаниям, сохранившимся открытым источникам и результатам опроса причастных людей. Если у вас будут дополнение или вы заметите ошибки, пожалуйста, сообщайте.

Начало начал

К сожалению, я начал втягиваться в танцевальные игры чуть позже самого начала, так что свидетелем начала начал не стал. К ещё большему сожалению не так просто найти свидетелей и заставить их вспомнить что-нибудь достоверное. Быть может, какие-то танцевальные автоматы появлялись в России и раньше нижеупомянутых событий, но тогда мы не знали о них, и никто из тех, кто на них танцевал, не знаком с нами теперь. Первое знакомство с танцевальными автоматами у половины мира случилось абсолютно одновременно: при просмотре в 2002 году фильма "Васаби", где главный герой пытался танцевать на заморской японской чудо-машине. Заморская чудо-машина, к слову, была DDR 5th Mix. Большинство людей пропустили этот момент мимо, но некоторым он запал в память, и потом, увидев подобные автоматы вживую, они сразу вспомнили, зачем они нужны.

В августе 2003 года Lax обнаружила в Атриуме автомат ParaPara, и начала учиться на нём танцевать. К осени к ней присоединился Maddoctor и мноиге другие. Это занятие затянуло их сильно и быстро, так что оин начали приводить туда своих знакомых. Следует отметить, что ParaPara далеко не самый известный и не самый типичный ритмический автомат. Можно смело сказать, что он являлся к тому времени уже мёртвым во всём мире ответвлением эволюции этих игр. Но так уж случилось, что именно с него у нас всё началось. В ноябре автомат открыл для себя Алекс Лапшин. Вскоре после этого он написал и опубликовал в своём широко известном блоге подробную статью о танцевальных автоматах, упомянув не только ParaPara. Так он впервые рассказал о них на русском языке. Разумеется, кто-то этим заинтересовался, кто-то начал искать автомат в своём городе. Так нежданно негаданно давно идущее по миру увлечение ритмическими играми, а в частности танцевальными автоматами постучалось в Россию.

Одним из первых обжитых автоматов стал Ростовский DDR Extreme. Он стал местом паломничества всех местных отаку и близких к тому людей. Социальный эффект автомата был довольно слабым. Автомат был не слишком удобно поставлен, находился под открытым воздухом. Его экран часто отсвечивал, а пады нередко поливались дождём. Большинство посещавших его людей не втянулись, и постоянного комьюнити не создали. Но на этом автомате родился как ДДРщик zoi. Тогда он сумел твёрдо встать на Heavy, начал пробовать даблы и простенькие фристайлы. Там же познавала азы Heavy и Ицки, позже изредка наводя страх на посетителей автомата на Калужской в Москве.

Автоматы DDR Extreme в Москве стояли на Калужской, в Меге в Тёплом Стане и в Рамстор-Сити с достаточно давних времён. Открывать их начала где-то в марте 2004 года. Автоматы в Меге и в Рамстор-Сити всегда казались всем слишком далёкими, а потому ходить на них регулярно практически никому не удавалось. Доподлинно неизвестно, может кто-то туда и ходил регулярно в то время, но о них до нас ничего не дошло. Хорошо помню, что когда уже много позднее осенью я решил потанцевать на DDR в Меге, все работники сбежались смотреть на это, как на чудо. По их словам, раньше они никогда не видели, чтобы кто-нибудь танцевал Heavy. Цены сначала были установлены непомерные, но в начале лета после переговоров Гонзо с администрацией удалось их снизить до приемлемых 30 руб за три песни. С DDR на Калужской дела обстояли получше, на него ходило уже некоторое количество постоянных посетителей, среди которых были meshera, Зонтик, Evan, Gred. Часть из них начали именно с DDR, но большинство пришли на DDR после школы ПараПары в Атриуме, о которой будет сказано чуть позже. Этот автомат, да и DDR вообще, долгое время находился в тени ПараПары в Атриуме. Регулярная компания посетителей там уже появлялась, но ходили они туда не слишком часто. Тут же пошли и первые достижения. В автомате были несбрасывающиеся рекорды, за попадание в которые боролись все. Однако, Heavy давался посетителям Калужской с большим трудом. Во время приезда в Москву Зоя на него сбегались посмотреть почти как на чудо.

В Москве быстро разыскали Pump It Up Premier 3 в Фэнтази-Парке в Марьино. Воспринимали его как странноватый корейский аналог DDR'а, и внимание к нему было поменьше из-за того, что Фэнтази-Парк был не слишком удобно расположен для многих. Впрочем были и поклонники именно Пампа: Брик, Гонзо, eteri, Тус. Памп подкупал более знакомыми и зажигательными песнями в отличие от чужих для российского уха евробита, j-pop'а, японского техно.

В Анапе летом 2004 года был как всегда бурный курортный сезон, но была и новость: два невиданных доселе танцевальных автомата Pump It Up. Это были старенькие потрёпаные PIU Premier 2 с огромными проекционными экранами, громкой попсовой музыкой на непонятном языке, но на очень знакомый мотив и с невероятно красивыми анимационными бэкграундами. Первым адептом стал Alt_G — один из работников размещения. Там же, будучи на летнем отдыхе, во всю танцевал Брик, а вскоре к ним присоединился и Bambr с его женой Юлей, которые до этого уже немного знали о танцевальных играх, но попробовать не решались. Они быстро освоили азы новой для себя игры под оглушительный восторг толп собиравшихся зрителей, постепенно начали пробовать Crazy. К сожалению, сезонность появления людей в Анапе сыграла свою чёрную шутку, и в результате практически никто из случайных захожих на автоматы в Анапе (а их были сотни и сотни) не продолжили интересоваться танцевальными играми дольше пары недель своего отдыха в Анапе. С Бамбром случилось иначе.

Так с разных сторон начали повляться первые интересующиеся люди. Это было прекрасное время, когда все заинтересовавшиеся люди у автомата чувствовали приобщение к таинству, которое объединяет их. Люди вокруг недоумевали, что интересного в этом, спрашивали, дают ли за танец на автомате призы, иногда просто глазели во все глаза. Некоторые и вовсе хохотали, тыкая пальцем. Наверное, тогда же и появилось слово "казуал" (от англ. "casual" — случайный), которым стали называть тех, кто просто случайно проходил мимо и решил попробоваться поиграть в автомат. Редко кому это сразу удавалось, поэтому над казуалами часто подтрунивали. В противовес слову "казуал" появилось название для сообщества приобщённых — Бемафия (от "BEMANI" — название подразделения комании KONAMI, которое занималось разработкой ритмических и танцевальных игр). Соответственно, приобщённые стали называть себя "бемафиози". Сайт bemafia.ru появился на свет 4 апреля 2004 года. На нём начали публиковаться статьи преимущественно о местах расположения танцевальных автоматов — локаций и статьи о способах насладиться танцевальными играми дома. Первыми авторами стали Mihara, zoi, 1313, Зонтик, gernsback.

Я думаю, именно вместе со словами "казуал" и "бемафиози" зародились первые ссоры и споры тогдашнего танцевального комьюнити. Печать казуала получали почти все, кто впервые приходил на автомат. А ведь многим из них было суждено уже совсем скоро догнать и перегнать в своих умениях тех, кто их так назвал. Никто не мог сказать точно, кто может называть себя "бемафиози", а кто нет. Что вообще такое эта Бемафия, кроме как сайт и компания его авторов? Но в проблемы это могло превратиться лишь в будущем. Первое ещё совсем немногочисленное поколение интересующихся танцевальными автоматами появилось, нашло друг-друга и придумало себе название — Бемафия. Сообщество поставило себе целью рассказать всем в России о том, что такое танцевальные автоматы, и провести первый чемпионат по ним.

А тем временем в далёком Краснодаре у себя в комнате сидел Воспи и что есть мочи тренировался в игре в Stepmania (эмулятор DDR для PC) на клавиатуре, мечтая о появлении DDR в его городе...

Танцевальная революция

В Москве камнем преткновения стала ParaPara 1.1 в Атриуме на 4-м этаже. Она находилась там как минимум с конца нобря 2003 года и постепенно набирала популярность среди московских анимешников. Парапара, особенно старая, была куда дружественнее к новичку, чем злющий ДДР, в котором попадать нужно было очень точно, и можно было вылететь с середины песни. Да и интерфейс у ПараПары был проще и доступнее. Само место куда более располагало к сборищу: удобные диванчики для ждущих своей очереди, бар с напитками неподалёку. Наверное, это и определило её популярность, которая росла как лавина почти весь 2004 год. Первым асом ПараПары был maddoctor. Тогда ещё не было никакого явного разделения на техов и фристайлеров, и именно на него тогда все показывали пальцем, говоря, что он танцует и результативно, и красиво. С лета в компании посещающих тот автомат появился и я. Практически в любой вечер можно было прийти в Атриум, и найти там компанию людей, болтающих в ожидании своей очереди на автомат. Часто народ начинал во всю танцевать просто рядом с автоматом, чтобы дополнительно потренироваться.

Число людей, регулярно ходящих на ПараПару стало приближаться к сотне. Очередь на автомат вечером в пятницу становилась уже совсем огромной. Люди начали ощущать свою силу, как минимум в плане платёжеспособности, и наиболее решительные из тогдашних посетителей ПараПары начали пытаться вести переговоры с администрацией локаций. Цель была предельно ясна — получить в распоряжение второй автомат ParaPara, причём желательно более новый 2nd Mix. Наибольшую инициативу тут проявили Gonzo и Oscar6. Переговоры с администрацией атриума потерпели неудачу, а вот администрация GameZona оказалась более сговорчива, и согласилась привезти и поставить на Калужской желанный PPP 2nd Mix. В конце июня он там появился. Параллельно с этим администрация Атриума сочла посетителей танцевальных автоматов, а также всех остальных, кто ходит на 4-ый этаж не в кино, вредными для своего бизнеса, и начала ограничивать вход на 4-ый этаж. Основная масса комьюнити начала резко перемещаться на Калужскую.

Теперь Атриум стал пустовать, а на Калужской толпа поклонников танцевальных автоматов по вечерам заполняла практически всю локацию. Я думаю, это был очень важный поворотный момент в истории танцевального сообщества. Во-первых, так превознеслась локация на Калужской, аналогов которой по посещаемости и значимости долгое время было сложно придумать. Во-вторых, в ожидании бесконечных очередей на ПараПару всё больше людей пробовали рядом стоявший DDR. Ну и в- третьих, сообществу наконец-то удалось уговорить кого-то привезти танцевальный автомат, что во многом окрылило всех в плане ощущения возможности влиять на то, что раньше воспринималось исключительно как данность свыше. Тем временем в далёком городе Краснодаре появился DDR 5th Mix в ТЦ "Красная Площадь". Воспи наконец-то получил автомат, и начал развивать танцевальное движение Краснодара, во всю притаскивая на автомат новых людей, собирая контакты всех, кто приобщались сами. Автомат этот был довольно старым, а потому в нём было мало песен, он был совсем некрасочен. Но в нём были очень удобные поручни.

9 августа появился Dancing Stage Euromix 2 в Санкт-Петербурге на Ладожской. Так DDR в России стал на ноги ещё крепче. В Санкт-Петербурге почти сразу после появления автомат был обжит Ayashi_mikage, SmallQ, Saionji. Позже к ним присоединился Yahiko. Тут же на этом автомате был нежданно негаданно проведён первый чемпионат. Чемпионат был скорее спонтанным, чем запланированным мероприятием. Проводился по весьма своеобразной системе проведения, когда во многих турах игрокам требовалось не победить оппонентов, а выполнить определенное задание. Соответственно, не сумевшие выполнить задание отсеивались. Первым чемпионом стал Gnus. Тогда же оформились первые религиозные споры о правильности танца на DDR. В Euromix 2 ускорение сттрелок и вообще любые моды ставились весьма неочевидным образом, а потому весь Санкт-Петербург быстра привык танцевать без модов, и вскоре узнав о них, стал настаивать на том, что их использование является необоснованным упрощением игры. В Москве тоже был небольшой островок сторонников игры без модов — Evan. Краснодар во всю танцевал с поручнями, поскольку они у них были наиболее удобными. Москва и Питер наоборот не признавали игры с поручнем, хотя многие при прохождении сложных для них песен всё равно им пользовались.

Не успел Краснодар в полной мере насладиться пятым миксом, как в августе на противоположном конце города в новом ТЦ "СБС" появился новенький Pump It Up Exceed. Это событие я бы тоже выделил особо. Во-первых, это первый новый и современный танцевальный аппарат в России, до этого нам привозили только далеко не новые автоматы б/у. Во-вторых, благодаря такому преобретению Краснодар надолго стал столицей Пампа в России. В-третьих, Россия ещё не видела такой шикарной и удобной во всех отношениях локации как СБС. Автомат стоял не в куче с другими автоматами, неподалёку имелось масса места, где можно удобно посидеть- отдохнуть, по голове не бегали другие люди, и не стучали по ушам аэрохоккеи. Автомат так заинтересовал всех, что почти сразу же целая делегация бемафиози выехала опробовать его. А ещё в СБС работал aps, который сам немало интересовался автоматом, и вскоре весьма неплохо его освоил. Разумеется, это не преминуло обратиться для сообщества большими бонусами.

Осень не была богата на большие события. Сообщество переваривало случившееся, осваивало новые места, автоматы, новые песни и уровни сложности. У всех закончились каникулы, и Калужская изрядно опустела. Конечно, вечер пятницы всё равно оставался весьма горячим временем, но такого как летом уже и в помине не было. Популярность DDR в Москве стала сопоставимой с популярностью ParaPara. Многие достигли значительных успехов в DDR, ParaPara некоторыми была освоена уже буквально вдоль и поперёк. Гранды ушли на те уровни, когда красиво проходить уже не получается и, как следствие, пошло явное разделение на техов и фристайлеров. Многие обратитились к фристайлу на ПараПаре из-за приближения ими к потолку в области техники. ParaPara не назовёшь особо сложным автоматом: нет в нём ни жёстких таймингов, ни умопомрачительных рисунков. Конечно, предела совершенству практически нет, но играть чисто на улучшение результата, когда все песни уже проходишь, оказалось для многих менее интересно, чем осваивать новое.

В конце осени 20 и 21 ноября свершилось то, чего все так ждали: прошёл первый открытый московский чемпионат по ParaPara. Чемпионат проходил в рамках аниме- пати с использованием двух комплектов домашних датчиков для ParaPara и версии игры под PS2. Было объявлено две категории: техника и фристайл. Чемпионат проводился во время московского аниме-фестиваля в ЦДП на датчиках ParaPara для PlayStation2. В технике использовалась система Full Double Elimination, во фристайле — оценка жюри. В общем-то в том чемпионате были разом заложены почти все традиции чемпионатов, которым мы следуем и ныне.

Набралось на технику всего 6 желающих, поэтому еще два места до 8 пришлось забивать организаторами. Тем не менее, все основные формулы были заложены: стрелки на экране проектора, FDE, призы. Так первоначальная цель Бемафии была выполнена, и второй целью стало проведение чемпионата России по DDR. Чемпионат по ParaPara был исключительно московским, так как больше такой автомат нигде не стоял. DDR был более распространен, и тут уже речь пошла о том, чтобы съехаться всем, кто причастен. Страсти к чемпионату начали нагнетаться уже осенью. Однажды, когда мы обсуждали результаты чемпионата Европы по DDR, Зой объявил, что прошел бы там до третьего-четвертого круга. Я усомнился в этом, и завязался спор. Тогда впервые было намечено заочное соревнование по DDR. Зой подготовил таблички с песнями DDR Extreme, которые мы тогда сочли "катастрофическими, но проходимыми". В основном это были 9-ки средней сложности и некоторые едрёные восьмерки.

Первое сравнение результатов сильно раззадорило всех участинков акции, после чего 1313 и Зой начали делать интернет-ранкинг для того, чтобы своими результатами можно было мериться в любое время. Вскоре к разработке ранкинга подключился и я. К концу осени мне удалось прочно занять в ранкинге ведущие позиции. Но Воспи участвовать не мог, потому что у него был 5-й микс с другой системой скоринга. Зой тем временем грозился восстановить утраченный скилл и показать нам всем козью морду. Арик и Блейз усиленно тренировались. В общем, битва готовилась не на жизнь, а на смерть. Договоренностей с аркадами по- прежнему не было — с атриумом отношения были испорчены навсегда, а директор GameZon'ы никак не мог простить ПараПары на Калужской, которая, не смотря на огромную для того времени популярность, не приносила таких доходов, чтобы умерить его аппетиты. Поэтому чемпионат был запланирован на одну из аниме-пати в Городе, и проводить его планировалось на падах CobaltFlux, которые Бамбр и я заказали под новый год. Сам я под новый год оказался в больнице, допрыгавшись на DDR зимой до воспаления легких. На этом мои претензии на большой успех сильно подкосились.

Чемпионат состоялся 10-го апреля 2005 года, и имел огромных успех. Порядка 30 участинков в единственной категории сначала танцевали песню на собственный выбор (давалось две попытки), а потом 16 лучших выясняли отношения по системе FDE. Все дошедшие до FDE получили памятные брелки с логотипом Бемафии. Первое место безоговорочно занял Воспи, второе я, и Блейз третье. За первое Воспи достался софт-пад, за второе и третье какой-то анимешный мерчендайз. Почти весь день с нами была съемочная группа канала ТНТ из программы "Инструкция по применению", которая в результате сделала достаточно бестолковый сюжет на 3 минуты. А пока в Городе гремели фанфары величайшего из чемпионатов, на на Калужскую пришел некто Термит, и неожиданно прилип к DDR'у. На нем он тогда провел весь день.

Надеюсь, мне удастся написать продолжение о менее лохматых временах.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments